Экономить будем

Правительство намерено расширить область применения энергосервисных контрактов.

Правительство намерено изучить возможности для дальнейшего развития энергосервисных контрактов. Об этом заявил вице-премьер правительства РФ Виталий Мутко. По его словам, энергосервисные контракты становятся действенным механизмом модернизации коммунальной сферы, позволяющим экономить существенные бюджетные средства на отоплении, освещении и т. п. В частности, хорошая практика реализации таких проектов имеется у Ивановской и Калужской областей, Республики Саха (Якутии). «Экономия по контрактам действительно высокая», — отметил вице-премьер. «Стройгазета» неоднократно писала об энергосервисных контрактах. Например, в статье «Вывести в свет» (№1 от 11 января 2019 г.) речь шла об опыте Саратовской, Томской и Тамбовской областей, а в статье «С новым светом» (20 марта 2017 г.) — о Смоленской области.

Число регионов, использующих энергосервис, постепенно растет. Например, в Калининградской области в 2017-2018 годах было заключено семь энергосервисных контрактов по обновлению уличного освещения в шести муниципалитетах. Большая часть работ по ним уже реализована. Это даст местным бюджетам более 59 млн рублей экономии за пять лет. Уже сегодня в регионе любая работа по модернизации уличного освещения областного значения проводится комплексно. Как сообщила министр развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова, все новые вводимые дорожные объекты имеют светодиодное освещение (Восточная эстакада, улично-дорожная сеть на острове Октябрьском, участок Московского проспекта и т. д.).

Однако пока энергосервис все же не стал общепринятой практикой. Его широкому внедрению препятствует ряд обстоятельств. Есть недочеты в действующей нормативной-правовой базе, юридический статус контрактов остается неясным для правоохранительных органов. Поэтому бизнес просто опасается участвовать в подобных проектах. Заключать энергосервисные контракты решаются немногочисленные крупные федеральные и региональные игроки.

Не урегулированы вопросы реализации энергосервисных контрактов по жилому фонду, в том числе в части тарифов. Из-за этого сфера применения таких контрактов ограничивается муниципальными объектами, а десятки тысяч МКД, для которых тема энергосбережения весьма актуальна, оказываются вне зоны их действия.

«Необходимо выстроить исчерпывающую нормативно-правовую базу, регулирующую этот вид договорных отношений и очертить полномочия надзорных органов в данной сфере, — считает экономист компании Millnext Константин Баринов. — Для заказчиков и подрядчиков также важно наличие рынка страхования таких услуг».

В правительстве согласны с тем, что назрела необходимость повысить «статус» энергосервиса, вписав его в основные отраслевые программы и документы. «Энергоэффективность — одно из ключевых направлений для экономики, — заявил Виталий Мутко. — Работать в этом направлении нужно активнее. Проработанные вопросы, касающиеся развития энергосервисных контрактов, будут интегрированы в стратегию развития ЖКХ, в которой до сих пор этот момент был слабо отражен, а упор делался на капремонт, расселение аварийного жилья и концессии». Вице-премьер добавил, что правительство и профильные министерства намерены принять комплекс согласованных мер по развитию энергосервиса.

Справочно:

По официальной информации, объем инвестиций в рамках энергосервисных контрактов распределяется следующим образом:
уличное освещение — 42%;
объекты социальной сферы — 33%;
объекты электросетевого хозяйства, котельные и многоквартирные дома суммарно — 11%.
Более 60% контрактов направлено на сбережение тепловой энергии, 36% приходится на электроэнергию.